Корзина
64 отзыва
Заказываете по телефону - получаете цену ниже, чем на сайте!Купить дешевле!
Интернет-магазин запчастей для дизелей "Diesel"

Антифриз - Antifreeze - Охлаждающая жидкость

Антифриз - Antifreeze - Охлаждающая жидкость

Антифризом чаще всего называют автомобильную охлаждающую жидкость, так как температура её замерзания ниже температуры замерзания воды. Он предназначен для предотвращения повреждения деталей, вызванного расширением воды при её замерзании. Антифризы не только имеют более низкую температуру замерзания, но и при замерзании образуют кашеобразную массу, образование которой не повреждает детали двигателя, хотя и не позволяет двигателю нормально работать. Поэтому температура замерзания является важной их эксплуатационной характеристикой.


Стандартная формула антифриза включает:

1. Моноэтиленгликоль (помимо понижения температуры замерзания приводит к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобилей в теплое время года), т.к. он является чрезвычайно агрессивным к цветным металлам веществом, то для нейтрализации данного негативного воздействия применяют присадки.

2. Пакет присадок придает антифризу антикоррозионные, антикавитационные, антипенные и флуоресцентные свойства.

3. Вода является компонентом, который либо уже находится в составе антифриза (добавлен на заводе) либо добавляется самостоятельно автомобилистом к концентрату в соотношении 1:1 (обычно концентрат, разведенный 1:1 дает температуру замерзания от -37°C до -42°C в зависимости от формулы).

4. Краситель придает антифризу тот или иной цвет. Цвет антифриза не имеет отношения к его эксплуатационным свойствам.


В настоящее время, антифризы по составу антикоррозионных присадок делятся на 4 типа: карбоксилатный (ОАТ), гибридный (Hybrid), лобрид (Lobrid) и традиционный (Traditional).

Карбоксилатные антифризы содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. Карбоксилатные ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы, но адсорбируются лишь в местах (очагах) возникновения коррозии с образованием защитных слоев толщиной не более 0,1 микрона. Карбоксилатный антифриз имеет больший срок службы (более 5 лет) и лучше защищает металлы от коррозии и кавитации, что обеспечивает оптимальное охлаждение двигателя.

Гибридные антифризы содержат, кроме органических (карбоксилатных) ингибиторов, также и неорганические ингибиторы – силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (японская и корейская технология). Гибридные антифризы имеют срок службы 3-5 лет.

Антифризы лобрид. Начиная с 2008 г. появился новый вид антифризов, в которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятого обозначения. Разработчики называют их «Lobrid coolants» или «SOAT coolants».

Традиционные антифризы. Автолюбители первоначально использовали воду для охлаждения мотора своих автомобилей. Но зимой она замерзала, из-за этого стали добавлять в воду этиленгликоль. С ним, охлаждающая жидкость не замерзала при отрицательных температурах воздуха и не разрушала детали двигателя и его системы охлаждения. Так продолжалось бы долго, если бы не современный технический прогресс. Он потребовал снижение массы автомобиля и повышения качества деталей при снижении их себестоимости. Так стали появляться детали системы двигателя из алюминиевых сплавов. Все бы хорошо, но этиленгликоль, который заливали в систему охлаждения, стал разрушать детали из алюминиевых сплавов, а именно разъедал радиатор и соединительные трубки. Тогда был изобретен антифриз под маркой «Тосол», который содержал специальные присадки. Они противостояли коррозии, создавая защитный слой против воздействия этиленгликоля. Тосол и его многочисленные модификации относятся к традиционному типу антифризов.

Традиционные антифризы в качестве ингибиторов коррозии содержат неорганические вещества – силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами «Traditional coolants». Традиционные антифризы считаются морально устаревшими, их не применяют на первой заправке автомобилей, они в основном вышли из употребления. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой (не более 2 лет) срок службы, и не выдерживают высоких (более 105°C) температур. Силикаты в процессе эксплуатации покрывает всю внутреннюю поверхность системы охлаждения силикатным слоем, что ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения двигателя.


На практике часто используется символика компании Volkswagen для обозначения карбоксилатных антифризов G12 и G12+, для обозначения гибридных антифризов G11, для обозначения «Lobrid coolants» G12++.

Антифриз, который получил от компании Volkswagen название «антифриз G11» имеет несколько недостатков. Принцип антикоррозийной защиты – полное покрытие охлаждающей системы силикатным слоем толщиной примерно 0,5мм, однако в связи с этим значительно ухудшается теплопередача между деталями и антифризом. Это приводит к ускоренному износу двигателя, потере мощности и увеличению расхода топлива. Срок эксплуатации данного типа жидкостей – не более 2-3 лет. Наряду с этим в его преимущества входит то, что данный тип присадок, может быть применен без каких либо негативных последствий во всех двигателях, при конструировании которых используются сталь, алюминий, медь и другие металлы.

Существуют так же антифризы со спецификацией BS 6580. Между BS 6580 и VW G11 можно поставить знак равенства. Эти антифризы не содержат нитритов, фосфатов, боратов и аминов, т.е. отличаются меньшими отложениями накипи в системе охлаждения, увеличенным сроком службы уплотнений насоса воды (меньше нерастворимых осадков), лучшей защитой от кавитационной коррозии. Они предназначены для авто до 1996 года выпуска, для радиаторов всех типов, включая алюминиевые. Данные антифризы, как правило, окрашиваются в синий цвет, хотя могут быть зелеными и желтыми.


G12 – этиленгликоль с добавлением присадок из органических ингибиторов (карбоксилатные соединения). Является более современным продуктом. Принцип антикоррозийной защиты – локально покрывает очаги образовавшейся коррозии слоем около 0,05мм, а не все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза более эффективный, чем у G11. Благодаря такому принципу действия срок службы присадок увеличивается, поэтому период эксплуатации таких жидкостей составляет 4-5 лет. Наилучшим образом подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. Антифризы такой классификацией рассчитаны на машины 1996-2001гг. выпуска. Окрашиваются они обычно в красный цвет (или его оттенки – от розового до фиолетового). Их не рекомендуется смешивать с антифризами класса G11.


Органический антифриз «Long Life» (G12+) имеет новые присадки, основанные на кардинально другом принципе защиты металлов от коррозии. Алюминий и сталь склонны формировать коррозионный слой на своей поверхности в присутствии даже незначительного количества влаги (достаточно даже количества находящегося в воздухе). Новое поколение присадок активно препятствует формированию подобного оксида и благодаря своему строению способны выполнять свои функции гораздо дольше, чем неорганические. Особенностью является то, что органический тип не может использоваться с желтыми металлами, поэтому при желании заменить в автомобиле антифриз старого образца на новый, необходимо обратится к сервисной документации (мануалу) и заливать тот, который рекомендует к использованию производитель автомобиля. Если при конструировании двигателя были применены желтые металлы (медь и латунь как в более старых авто), то использование в таком моторе органических «Long Life» антифризов противопоказано. Большинство же современных двигателей требуют как раз органические антифризы. Антифриз с допуском VW (Audi, Seat, Skoda) – TL 774F (G12+) – рекомендован для автомобилей с 2001 года выпуска. Он не содержит нитритов, фосфатов, боратов, аминов и силикатов. Этот антифриз розового (красного) цвета и смешивается с любыми антифризами BS, G11, G12.


Именно в пакете присадок есть главное отличие TL 774-G (G12++) от предыдущих типов антифризов. Именно типов, так как TL 774-G (G12++) можно в полной мере отнести к отдельному типу антифризов – так называемым гибридным. Предшественником TL 774-G (G12++) была охлаждающая жидкость с допуском VW – TL 774F (G12+). Она не содержит нитритов, фосфатов, боратов, аминов и силикатов, и предписывается для применения в автомобилях начиная с 2001 года выпуска. В 2006 году автоконцерн VAG обновил свои спецификации на антифризы. При этом допуск TL 774-D (G12) был удалён, остался допуск TL 774-F (G12+) и появился новый, тот самый TL 774-G (G12++). Этот класс был в первую очередь разработан для премиум-автомобилей, таких как Bentley, Bugatti или Lamborghini. Новая охлаждающая жидкость создана на основе ранее использовавшихся G12 и G12+, с теми же функциями и свойствами, но при этом в пакет присадок снова вернулись силикаты. Именно это и относит новый антифриз к классу гибридных (Lobrid). Этот антифриз является гибридом карбоксилатного и силикатного антикоррозионных комплексов. Что влечёт к своим плюсам и минусам.

Основной плюс – это максимальная универсальность нового антифриза. Кроме того, что новый антифриз TL 774-G (G12++) можно применять во всех моделях концерна VAG производства начиная с 2005 года, эта жидкость полностью совместима с более старыми жидкостями классов G11, G12 и G12+. Её можно применять и в системах охлаждения автомобилей других марок как с чугунными, так и с алюминиевыми блоками цилиндров. Новый гибридный антифриз G12++ сокращает возникновение потенциальной коррозии на авто с более широкой алюминиевой поверхностью картера и головки блока цилиндров при высокой термической нагрузке на двигатель.

Из минусов, пожалуй, можно выделить менее эффективное охлаждение по сравнению с безсиликатными антифризами и более высокую стоимость, что всегда характерно для новых продуктов.


Основные национальные стандарты на охлаждающие жидкости

  • ГОСТ 28084-89 (Российская Федерация)
  • BS 6580: 1992 (Великобритания)
  • SAE J 1034 (США)
  • ASTM D 3306 (США)
  • ONORM V5123 (Австрия)
  • AFNOR NF R15-601 (Франция)
  • CUNA NC956 16 (Италия)
  • JIS K2234 (Япония)
  • G-11 (Швеция)

Чтобы антифриз не на словах, а на деле соответствовал символике компании Volkswagen, он должен пройти весь цикл испытаний, утвержденных компанией, и получить от нее одобрение на применение. Без одобрения Volkswagen использование символов G11 и G12 – лишь рекламный трюк. Кроме того, должны быть выполнены требования VW по химическому составу антифризов в части содержания неорганических компонентов. Так, обе спецификации G11 и G12 (а также новые G12+ и G12++) запрещают наличие в составе антифриза боратов (буры), в то время как большинство отечественных антифризов и практически все Тосолы содержат эти бораты. Запрещены также фосфаты, амины и нитриты. Содержание силикатов в спецификации G11 строго регламентировано в рамках 500–680 мг/л, в G12++ в рамках 400–500 мг/л, а в G12+ силикаты запрещены. Как правило, производители антифризов не указывают компонентов, входящих в состав антифриза, ни на этикетках, ни в рекламных буклетах. Если, однако, вам удастся узнать, что в состав какого-либо антифриза входят бораты (бура) или фосфаты, то он заведомо не соответствует ни одной спецификации Volkswagen, в том числе G11 и G12.


Смешивать можно антифризы одного типа. Смешение антифризов разных типов не рекомендуется, так как это разбалансирует пакеты присадок.

Применяя сначала один из видов антифризов, а затем, меняя его на другой, следует учитывать один нюанс. Залитый после G11, G12 сталкивается с проблемой старой защитной пленки и работает с гораздо меньшей эффективностью. Да и менять его будет необходимо уже через 3 года. А G11, залитый после G12, мгновенно прекращает действие «предшественника». Потому пользоваться желательно всегда одной и той же маркой антифриза. И ни в коем случае нельзя смешивать эти две марки! С G11 способен беспрепятственно смешиваться антифриз G12+, имеющий свойства как у G12. При смешивании страдает только срок его действия, падая до 3 лет, а, в общем и целом, смешивание дает приемлемые результаты.

 

В заключение рекомендация: заливайте в автомобиль только те охлаждающие жидкости, которые рекомендованы (имеют одобрение/допуск) производителем этого автомобиля. Применение некачественных охлаждающих жидкостей, а так же жидкостей не соответствующих требованиям автопроизводителя, может привести к серьёзным последствиям, основные из которых перегрев, осадок, кавитация.

Предыдущие статьи
social-icon
Loading...