Корзина
73 отзыва
Заказываете по телефону - получаете цену ниже, чем на сайте!Купить дешевле!
Интернет-магазин запчастей DIESEL.CK.UA

Свечи накала в дизельных двигателях

Свечи накала в дизельных двигателях

Одно из существенных отличий дизеля от бензиновых моторов – сложные условия запуска при низких температурах, обусловленные принципом его работы. Свечи накала должны обеспечить уверенный старт двигателя, но, в случае их отказа, водителя ожидают серьезные проблемы.

Для облегчения запуска дизельных двигателей в холодное время (от +5 до –30°С) производится нагрев воздуха в цилиндрах с помощью свечей накаливания. По своей сути свечи накаливания являются одним из устройств предпускового подогрева и, соответственно, основным их назначением является быстрое достижение рабочей температуры смеси.
При повороте ключа «зажигания» свечи за считанные секунды накаляются до температуры 800-1300 градусов, и воздух в камере сгорания быстро нагревается. При этом каждая свеча расходует ток 8 – 16 ампер. Посредством реле или электронного блока происходит управление величиной напряжения и длительностью подачи электрического тока на свечи. После отключения сигнальной лампочки на панели, реле ещё порядка трёх минут подогревает свечи на работающем моторе.
Так как температура накала свечей очень велика, то они ещё достаточное время остаются горячими, поэтому многие современные свечи отключаются от сети сразу, после выключения стартера.

Свечи расположены так, что рабочая часть свечи находится в камере сгорания топливно-воздушной смеси и обеспечивает подогрев воздуха.


Есть два вида свечей - открытые и закрытые.


У первого типа свечей накала нет защитного чехла для спирали.


Свеча накаливания с открытым нагревательным элементом устанавливается в камере сгорания двигателя таким образом, чтобы раскаленная спираль находилась на некотором расстоянии от границы струи распыливаемого топлива. Если струя топлива задевает спираль, процесс воспламенения улучшается, но сокращается срок службы свечи. Открытый тип свечей попадается теперь редко. Их массовое применение было на дизелях старого типа фирмы Mersedes.


Зато в закрытой штифтовой свече спираль накаливания находится в закрытом кожухе, заполненном изоляционном материалом с высокой теплопроводностью. Кожух свечи изготавливают из специального сплава. Штифтовую свечу в камеру сгорания устанавливают так, чтобы конус струи распиливаемого топлива касался раскаленного конца ее кожуха.

Различают два вида такого рода свечей накаливания:

  •     с металлической спиралью
  •     керамические


Свеча накаливания с металлической спиралью включает нагревательный наконечник из термостойкого сплава, в который помещены две последовательно соединенные спирали: нагревательная и регулировочная. Нагревательная спираль обеспечивает быстрый нагрев наконечника. Регулировочная спираль регулирует интенсивность накала нагревательной спирали за счет увеличения электрического сопротивления при повышении температуры. Таким способом обеспечивается саморегулирование величины накала свечи и защита ее от перегрева.
Пространство между нагревательной трубкой и спиралями заполняется изолирующим наполнителем, который выполняет две функции – защиты спирали от механических воздействий и эффективной передачи тепла. Свечи накаливания с металлической спиралью реализуют температуру накала до 1000°С и обеспечивают время прогрева 3-4 сек.

Керамическая свеча накаливания имеет аналогичную конструкцию, но в ней керамический нагревательный элемент, выполняющий функции спирали, помещен в керамическую оболочку. Керамические свечи накаливания имеют более высокую температуру накала (до 1350°С), меньшее время прогрева (2 сек) и соответственно лучшие характеристики холодного запуска.

Свеча накаливания имеет различные места установки в зависимости от конструкции дизельного двигателя :

  •     в вихревой камере (двигатели с раздельной камерой сгорания);
  •     в форкамере (двигатели с раздельной камерой сгорания);
  •     в камере сгорания (двигатели с нераздельной камерой сгорания).

            с форкамерой                                                   прямой впрыск


Управление свечами накаливания производится с помощью реле или отдельного электронного блока управления. Данные устройства регулируют величину подаваемого на свечи напряжения и, тем самым, обеспечивают необходимый момент и температуру накала, а также продолжительность нагрева.
Работа реле свечей накаливания (блока управления) осуществляется на основании сигналов входных датчиков (датчика температуры охлаждающей жидкости, датчика частоты вращения коленчатого вала) системы управления дизельным двигателем.

Свечи накаливания включаются при определенных температурных условиях во время запуска двигателя (первое положение ключа в замке зажигания), о чем сигнализирует контрольная лампа на панели приборов. После того, как лампа погаснет, а прогрев закончится, производится запуск двигателя (второе положение ключа в замке зажигания).

На современных дизельных двигателях свечи накаливания помимо предварительного (предпускового) накала обеспечивают дополнительный накал после запуска двигателя. Дополнительный накал производится для уменьшения шума при сгорании смеси на непрогретом двигателе, а также сокращения вредных выбросов в атмосферу. Фаза дополнительного накала имеет продолжительность порядка 3 минут и заканчивается при достижении охлаждающей жидкостью температуры 20-30°С.

Керамические свечи накаливания помимо дополнительного накала используются для регенерации сажевого фильтра.
    
Поговорим о факельных свечах накаливания.

Они имеют открытый тип и монтируются на впускных коллекторах двигателей с большим рабочим объемом. Свеча такого вида обеспечивает горение топлива, подводимого по трубопроводам, разогревает воздух во впускном коллекторе, разогревая цилиндры. То есть, в трубе испарителя топливо смешивается с всасываемым воздухом. Смесь воспламеняется на нагревательном стержне. Защитная труба ограничивает факел и способствует его стабильности. Факельная свеча накаливания обеспечивает надежный пуск двигателя без чрезмерных нагрузок даже при очень низких температурах.
За счет совместной работы двигателя и факельного устройства облегчения пуска достигается более полное и бесшумное сгорание дизельного топлива в фазе разогрева. Это снижает задымление до 40 %. Двигатель работает с самого начала более плавно, и значительно снижаются выбросы отработавших газов. Плавный ход двигателя в фазе запуска положительно влияет на срок эксплуатации двигателя.

Симптомы и проблемы

Исправность свечей накаливания отображается на панели приборов, где установлен специальный индикатор, зажигающийся в момент пуска при исправных свечах. При этом индикатор также может выйти из строя, поэтому не стоит преждевременно паниковать, если он загорается, а авто не заводится. Не стоит также со стопроцентной уверенностью говорить, что свечи накала в полном порядке, когда индикатор загорается, а автомобиль не заводится, поскольку в ряде случаев проблема может скрываться в блоке управления.

Наиболее вероятной причиной затруднительного запуска дизельного двигателя является отсутствие подогрева во внутренних объёмах цилиндров. Если двигатель исправен, то после включения стартера и нескольких оборотов коленчатого вала, двигатель незамедлительно начинает работать.
В 90% случаев проблема состоит в неисправности свечей накаливания, которые и отвечают за быстрый пуск двигателя. При этом автомобили с дизельным двигателем часто могут заводиться и с неисправными свечами накала, но только до температуры плюс 5 градусов. Как только столбик термометра на улице опускается ниже, с подобной проблемой в сервисные центры обращается все больше владельцев дизелей.

В тёплое время года нерабочее состояние одной свечи сразу обнаружить трудно. При запуске двигателя это не заметно. Но через несколько минут работы двигателя это будет заметно, так как работа мотора будет неровной. Это происходит из-за нарушения процесса сгорания смеси в холодном цилиндре.
Значительно осложнят запуск двигателя проблемы в двух свечах. Вышли из строя сразу три, или четыре свечи - факт маловероятный. Поэтому, если двигатель не удаётся завести, проблему следует искать в проводке или в реле управления. Некоторые модели автомобилей оснащены лампочками, которые включаются при обнаружении неполадок свечей.

Проблем с запуском двигателя не возникнет даже при неисправности свечей, только в том случае, когда температура двигателя больше 60 градусов.

Если несколько раз подряд вы испытали трудности при запуске двигателя, то стоит проверить состояние свечей. Следует обратить внимание, что если выходит из строя одна свеча, то целесообразнее заменить сразу все, так как и те свечи, что работают, могут выйти из строя, если время работы свечей уже превышает номинальное. Разные типы свечей накаливания иногда различаются по размеру, времени разогрева и мощности. Вследствие этого, заменять свечи нужно однотипными вариантами.

Неисправности свечей накаливания могут быть связаны:

  •     С их механическими повреждениями (сколы, трещины, срыв резьбы).  Так, свеча может быть срезана частично или полностью. Тут могут возникнуть проблемы с распылителем, который будет распылять струю в неправильном направлении или попросту станет протекать.
  •     При чрезмерном напряжении или при неправильном хранении перед установкой свеча может вздуться, что отразится на быстродействии заводки дизеля.
  •     При неисправности самого двигателя или при попадании масла в форкамеру может произойти вздутие корпуса свечи на выходе форкамеры.
  •     При неправильной установке свечи, ее негерметичном соединении, повреждении резьбы, плохой затяжке может появиться нагар вокруг свечи в основании, что также приведет к неисправности и дальнейшей поломке.
  •     Неполадки в топливной системе.
  •     Закончился срок эксплуатации.

Часто поломки могут быть вызваны некачественными материалами, которые использовались для изготовления свечей накаливания, поэтому лучше покупать только оригинальную или сертифицированную продукцию.
Следует отметить, что различные фирмы предусматривают собственную классификацию показателей, которые нужно сопоставить. На современном рынке сегодня представлены свечи для автомобилей с дизелем таких фирм, как: ASHIKA, ASHUKI, BERU, BLUE PRINT, BOSCH, BREMI, CHAMPION, DELPHI, DENSO, EYQUEM, FAE, FEBI, HERTH+BUSS, JAKOPARTS, HIDRIA, IPS Parts, JAPANPARTS, JAPKO, KAGER, KAISHIN, LUCAS DIESEL, NGK, NIPPARTS, NPS, STANDARD, которые зарекомендовали себя, как достаточно функциональные и производительные.

Диагностика и ремонт

Когда возникают проблемы с запуском двигателя, необходимо в первую очередь продиагностировать свечи накаливания. Для этого данные детали следует осмотреть, проверить их работоспособность, подключив к источнику напряжения, измерить сопротивление детали. Только после этого вы будете стопроцентно уверены, действительно ли проблема заключается в самих свечах накаливания.
Производить диагностику и дальнейшую замену свечей накаливания лучше в сервисных центрах. Впрочем, многие автолюбители прекрасно справляются с этой задачей и самостоятельно.

Сама свеча хрупкая. Поэтому затягивать её нужно динамометрическим ключом, с усилием не более 20 Нм. Крепление провода к свече проводят либо ключом (если гайка шестигранная), либо вручную (круглая гайка).

При помощи индукционного амперметра можно провести диагностику свечи без её демонтажа.
Очень часто для выявления неисправности узла требуется проверка на специально оборудованном стенде и строгий визуальный осмотр.
В тех случаях, когда отказывают сразу все свечи, необходимо проверить электрику всего автомобиля.
Особое внимание следует обратить на реле, которое управляет свечами, и проверить цепь.

В заключение хотелось бы напомнить, что именно своевременная диагностика поломки, а также грамотный выбор и замена свечей накаливания избавит вас от проблем пуска двигателя автомобиля, а также станет гарантом его исправности. Заменив детали, вы сохраните ходовые характеристики своего автомобиля, а значит, он еще долго прослужит вам.

Наш совет

Через каждые 75 000 - 100 000 км нужно проверять свечи накаливания быстродействующим тестером (демонтаж свечей для этого не требуется.) Это обеспечивает надежный запуск дизельного двигателя даже при низких температурах.

Предыдущие статьи